Предприниматели ожидают, что стоимость аренды коммерческой недвижимости в ближайшее время либо не изменится, либо снизится. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) среди руководящих сотрудников предприятий в августе 2015 г.
44% предпринимателей сообщили, что для их компаний коммерческая недвижимость вполне доступна. Чаще так отвечали руководители среднего и крупного бизнеса (около 49%), в то время как для четверти малых организаций аренда площадей не так доступна. Более трети участников опроса (36%) полагают, что цены на аренду коммерческой недвижимости в ближайшие полгода не изменятся. Еще четверть прогнозируют падение (25%), а 21%, наоборот, рост.
Стоит отметить, что снижение стоимости квадратного метра руководители бизнеса ожидают в среднем на 17%, а увеличение – в среднем на 14% от ее текущей стоимости. Только 10% руководителей бизнеса отметили, что при необходимости поиска нового офиса они готовы целиком доверить процесс агентству недвижимости. Это в одинаковой мере свойственно как малым, так и крупным фирмам. В каждой пятой организации (19%) намерены в такой ситуации недвижимость искать самостоятельно, параллельно прибегнув к помощи риэлторов. Большинство же предпринимателей (64%) не стали бы обращаться к риэлторам, предпочитая заниматься поиском офиса своими силами.
Чем меньше компания, тем такая стратегия оказывается более привлекательной. Ольга Стасевич, руководитель направления корпоративных исследований НАФИ: «Низкий уровень доступности коммерческой недвижимости — наиболее актуальная проблема для малого бизнеса по ряду причин. Во-первых, несмотря на тенденцию к снижению цен на недвижимость, малый бизнес продолжает воспринимать их как довольно высокие, поскольку оплата аренды по-прежнему выступает одной из главных статей расходов.
Во-вторых, большинство малых предпринимателей, как правило, интересуют относительно небольшие размеры арендуемых помещений, в то время как арендодатели, наоборот, стремятся сдавать помещения больших площадей. Ситуация усугубляется и низким уровнем информированности бизнесменов о возможностях получения льгот по аренде недвижимости: к примеру, только треть московских предпринимателей (31%) осведомлены о такой мере государственной поддержки.
В этой связи для повышения доступности аренды необходимо аккумулировать усилия как государства, так и арендодателей с целью разработки единой информационной платформы, способной интегрировать информацию о балансе спроса и предложения».
Источник публикаций: / СИА /